Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

Тугоухость у детей

Тугоухость у детей – понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Общие сведения

Тугоухость у детей – нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии. В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Классификация тугоухости у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Причины тугоухости у детей

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия. Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов. Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде. Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис. Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха. Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде. Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов. Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

Симптомы тугоухости у детей

Главная роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

Диагностика тугоухости у детей

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска. У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха. К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография. Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Лечение тугоухости у детей

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости. При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол). При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Прогноз и профилактика тугоухости у детей

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Снижение слуха у ребенка – причины и лечение

Слух — одна из важнейших функций нашего организма, играющая чуть ли не основную роль в развитии ребёнка. Посредством него маленький ребёнок учится познавать мир, для ребёнка старшего возраста он выступает инструментом коммуникации со сверстниками. Стопроцентный слух — это гарантия внимательности, лёгкости в усвоении нового материала и лёгкой обучаемости в принципе. Ухудшение функции слуха лишает малыша полноценно воспринимать мир, общаться с окружающими, а также замедляет его развитие.

Снижения слуховой способности встречаются в разном возрасте: нарушенный слух может проявиться даже при рождении. В любом случае, чтобы помочь грудному ребёнку или ребёнку старшего возраста, родителям нужно приложить максимум усилий, и обратиться к врачу при малейшем выявлении проблемы со слухом.

Умение слышать тесно взаимосвязано со становлением речи и интеллекта, поэтому чем раньше вы обратитесь к врачу и диагностируете снижение слухового восприятия у ребёнка, тем большая вероятность восстановить слух у ребёнка существует, а риск потерять слух сводится к минимуму.

Ребёнок и тугоухость

Снижение способности обнаруживать и понимать звуки в медицине называется тугоухостью – это частичная потеря слуха, когда окружающие звуки воспринимаются приглушённо. Иногда их бывает сложно разобрать.

Проблема снижения или отсутствия слуха в детском возрасте на сегодняшний день стоит очень остро. Статистика неутешительна: около десяти миллионов россиян страдают от снижения шумового эффекта и снижения восприимчивости к звукам. Причём большая часть заболеваний приходится на случаи ухудшения слуха у детей. Один малыш из тысячи уже рождается со снижением или потерей слуха.

Как уже отмечалось снижение или утрата слухового восприятия у ребёнка бывает врождённым и приобретённым.

Исходя из области расположения патологии, различают сенсоневральную, кондуктивную и смешанную тугоухость. Кондуктивная форма связана с нарушениями работы функций наружного и среднего уха. При сенсо-невральной форме происходит снижение функции слуховых рецепторов внутреннего уха. Это самый распространённый тип снижения способностей слышать — на его долю приходится около 90% всех случаев. Если сочетаются оба вида заболевания, мы говорим о смешанной форме данной патологии.

Степени тугоухости

Что же считается плохим слухом? Выделяют четыре степени тугоухости:

  1. Первая степень: человек воспринимает звуки от 25 до 40 децибелов (для сравнения, хороший слух — это способность воспринимать звуки до 20 децибелов). Шёпотная и удалённая речь воспринимается с трудом, но разговор воспринимается хорошо.
  2. Вторая степень: порог слышимости увеличивается до 55 децибелов. Шёпотная речь воспринимается на расстоянии не больше одного метра.
  3. Третья степень: значения децибелов увеличиваются до 70. Воспринимать шёпотную речь для ребёнка становится невозможным. Чтобы расслышать собеседника, нужно подойти к нему на расстояние один-два метра.
  4. Четвёртая степень: порог слышимости достигает 90 децибелов. Становится практически невозможно воспринимать речь окружающих.

При достижении порога слышимости более 90 децибелов, слух утрачивается полностью. Наступает глухота.

Снижение звуковосприятия ребёнка может начаться внезапно: при резком снижении слуха у ребёнка патология развивается за каких-то пару часов. При остром течении — слух ребенка ухудшается в течение одного месяца. Подострое снижение слуховой чувствительности возникает в течение одного – трёх месяцев. При хроническом течении – снижение слуховых способностей происходило более трёх месяцев.

Но снижение способности различать звуки у малыша — не повод бездействовать! Необходимо при первых же признаках нарушения слуха обратиться к грамотному оториноларингологу.

Факторы, приводящие к тугоухости

Слух может нарушиться в силу многих факторов. Причинами снижения слуха у детей могут выступать следующие факторы:

  • перенесённые беременной женщиной инфекционные заболевания во время беременности (корь, краснуха, грипп);
  • генетическая предрасположенность;
  • бесконтрольный приём будущей мамой антибактериальных препаратов и других лекарственных средств, противопоказанных во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы, полученные малышом во время родов;
  • серные пробки, расположенные в слуховом проходе и мешающие нормальному звукопроведению;
  • инородный предмет в ухе: малыши часто неудачно «экспериментируют» со своим телом и засовывают в уши посторонние предметы (части от игрушек, конструкторов, бусины);
  • причиной тугоухости у ребенка может стать инфекционное заболевание, например, отит или ринит; в данном случае у ребенка ухудшается слух временно, как правило, неприятный симптом проходит после полного выздоровления;
  • причиной ослабления слуха может стать черепно-мозговая травма, причем тугоухость может развиться не сразу, а по истечении определённого времени после повреждения;
  • заболевания верхних дыхательных путей (ринит, увеличенные аденоиды);
  • снижением звукового восприятия могут закончиться такие серьёзные инфекционные заболевания как скарлатина или корь;
  • травмы наружного уха, например, при засовывании в него зубочистки или любого другого острого предмета;
  • приём ототоксичных лекарственных препаратов также может закончиться снижением уровня слухового восприятия;
  • громкие звуки могут привести к акустической травме и спровоцировать в свою очередь тугоухость;
  • быстрым снижением слуха может со временем завершиться прослушивание громкой музыки в наушниках.

Малыш, при ограниченном слухе, не всегда сам может понимать, что у него проблема, поэтому родителям необходимо быть очень внимательными и при появлении первых тревожных «звоночков» нужно сразу же провести обследование ребёнка у ЛОР-врача.

Как распознать тугоухость?

На родителях новорождённого лежит огромная ответственность. С первых дней жизни необходимо очень внимательно следить за реакцией малыша на громкие звуки, замечать, меняется ли его поведение во время речи мамы. Если у ребёнка наблюдается один из следующих признаков, необходимо проверить ребёнку слух:

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

  • у малыша отсутствует реакция на громкие звуки;
  • он не проявляет интереса к источнику звука, не поворачивается в его сторону;
  • до года не пытается произносить звуки и слова;
  • он не реагирует на собственное имя.

Как правило, когда малышу две — три недели от роду, родители как раз и замечают проблемы со звуковосприятием, если таковые имеются.

Читайте также:  Слух у новорожденного ребенка и старше: как проверить

Обязательно нужно провести дополнительное обследование малыша, если его мама во время беременности перенесла инфекционные заболевания, будь то даже не острая форма отита или ринита, либо его ближайшие родственники страдали тяжёлой формой тугоухости.

Родителей детей старшего возраста должен насторожить тот факт, что ребёнок не отзывается на собственное имя, когда его зовут обычной интонацией, постоянно переспрашивает, разговаривает громче, чем обычно.

При развитии тугоухости ребёнок жалуется на звон и у шум в ушах, при просмотре телевизора постоянно увеличивает громкость.

Чтобы снизить риск развития глухоты при появлении первых симптомов тугоухости, нужно обязательно проконсультироваться с ЛОР специалистом.

Диагностика тугоухости

Восстановлением слуха занимается врач — оториноларинголог. На первом приёме врач осмотрит ребёнка, уточнит у родителей, какие симптомы проявляются в повседневной жизни, не беспокоят ли аденоиды. Затем проводится обследование несколькими методами:

  • аудиометрическое исследование – для определения остроты слуха;
  • тимпанометрия — на аппарате тимпанометре, для исследования функций элементов среднего уха, а также подвижности барабанной перепонки;
  • камертональное исследование – проводится с помощью специальных камертонов;
  • исследование вызванными потенциалами – проводятся маленьким детям во время сна, при невозможности провести вышеуказанные исследования;
  • оттоакустическая эмиссия – проводится стимуляция слухового нерва электрическими импульсами с целью проверки его реакции;
  • при необходимости назначаются дополнительные рентгенологические исследования (КТ-височных костей, МРТ головного мозга, рентгенологическое исследование височных костей по Щюллеру, Майеру, Стенверсу).

Лечение тугоухости

Как и с любым другим заболеванием, справиться с тугоухостью на начальной стадии гораздо легче. Обычно лечение включает целый комплекс терапевтических мероприятий, выбор которых зависит от причины, приведшей к болезни.

При кондуктивной тугоухости, вызванной отосклерозом, для восстановления подвижности слуховых костей ЛОР — врач может назначить операцию. Если в полости среднего уха скапливается секрет, в таком случае также может быть также показано хирургическое вмешательство – шунтирование барабанной перепонки. Если у пациента есть дефект барабанной перепонки хирург так же предложит операцию – мирингопластику, направленную на восстановление её целостности.

Если причиной снижения остроты слуха являются серные пробки, ЛОР проведёт необходимые процедуры по их удалению.

Если тугоухость проявилась как осложнение инфекционного заболевания, например, отита, необходимо устранить само воспаление: врач назначит антибактериальную терапию в зависимости от возраста ребёнка, и неприятные симптомы исчезнут после полного выздоровления.

Сенсоневральную тугоухость лечат преимущественно консервативными способами, включающими медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры и рефлексотерапию.

Если проблема врождённая и прогноз по восстановлению не утешителен, ЛОР врач рекомендует слухопротезирование – использование специального слухового аппарата. Его можно применять при достижении младенца шестимесячного возраста.

В особо тяжёлых случаях сенсоневральной тугоухости детям до трёх лет применяют кохлеарные импланты.

Уважаемые родители! Пожалуйста, помните, что избежать полной потери слуха, можно лишь вовремя обратившись к ЛОР–врачу!

Меры по профилактике

Профилактические меры должны начинаться прежде всего с периода беременности. Будущей маме необходимо тщательно следить за своим здоровьем и избегать мест скопления людей в период эпидемий.

Если малыш заболел — ни в коем случае не занимайтесь самолечением! Прежде чем дать малышу какое-либо лекарство, проконсультируйтесь с врачом, поскольку некоторые препараты могут быть ототоксичны и спровоцировать тугоухость.

При появлении инфекционных заболеваний или воспалительных процессов, не затягивайте с лечением, поскольку проблема часто проявляется как осложнение не до конца вылеченных заболеваний, таких как отит.

Как мы видим, проблема тугоухости в детском возрасте влечёт за собой серьёзные последствия для жизни малыша. И помочь ребенку, безусловно, можно, если вовремя обратиться в надёжную ЛОР–клинику.

В « ЛОР Клинике Доктора Зайцева» для лечения заболеваний мы используем авторские методики лечения и самое современное оборудование.

Высокие результаты в увеличении остроты слуха показывают аппараты «Аудитон» и «Трансаир — 07», которые чрезкожно, транскраниально, проводят микротоковую электростимуляцию волосковых клеток слухового нерва, и тем самым стимулируют наш слух, занимают поистине почётное место в арсенале нашей ЛОР-клиники.

Приём ведут высококвалифицированные профессионалы с большим практическим опытом работы.

Пожалуйста, записывайтесь на приём и приходите!

Нарушения слуха у детей

Филиппова Любовь Валерьевна

Стаж врачебной практики (лет): 6

Нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными и приобретенными. Частота врожденных нарушений значительно ниже: в среднем 1 ребенок на 1000 новорожденных. В большинстве случаев это выясняется на первом году жизни.

В Санкт-Петербурге с 2008 года введен универсальный аудиологический скрининг новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (аудиотест). Для чего это необходимо? Особенностью врожденной тугоухости является то, что глухой или слабослышащий ребенок может родиться у абсолютно здоровых родителей.

Раннее выявление детей с нарушением слуха позволяет эффективнее помочь ребенку и семье справиться с этой особенностью. В России эффективно реализуется сурдопедагогическая, абилитационная помощь (лечебные и социальные мероприятия, направленные на адаптацию к жизни) таким детям, есть возможность проведения кохлеарной имплантации. Чем раньше приняты меры по коррекции слуха, тем успешнее дальнейшее развитие ребенка.

Что такое метод регистрации отоакустической эмиссии? Отоакустическая эмиссия представляет собой чрезвычайно малые звуковые колебания генерируемые в улитке и регистрируемые в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Для проведения исследования в нашем центре используется аппарат АккуСкрин. Обследование занимает всего несколько минут, заключение выдается сразу после обследования.

При положительном результате теста считается, что с периферическим отделом слуховой системы, то есть с рецепторами улитки, все в порядке. Эмиссия может быть не зарегистрирована при патологии рецептора, при заболеваниях среднего уха (экссудативный отит, дисфункция слуховой трубы).

Если у ребенка отрицательный результат теста при первом обследовании, в первые дни жизни, рекомендуется повторное обследование в возрасте один месяц. При повторном отрицательном результате необходимо более углубленное обследование – проведение компьютерной аудиометрии на базе специализированных сурдологических центров.

Приобретенные нарушения слуха

«Мой ребенок стал часто переспрашивать», «не отзывается сразу, когда к нему обращаются», «стал увеличивать громкость звука телевизора, когда смотрит мультики» – с такими жалобами родители часто обращаются к ЛОР-врачу. Все эти признаки могут свидетельствовать о снижении слуха. Пик выявления таких нарушений приходится на возраст 3-5 лет. Это связано с часто переносимыми в этом возрасте заболеваниями лор органов и пристальным вниманием к развитию речи, которое напрямую связано с тем, как ребенок слышит.

Что еще должно заставить родителей задуматься, хорошо ли ребенок слышит? Если ребенок сам начинает говорить громче обычного; не слышит речь человека с которым нет зрительного контакта; переспрашивая, внимательно следит за мимикой говорящего; плохо слышит голос по телефону — нужно обратиться к врачу и проверить слух.

Слух считается нормальным, если мы слышим шепот на расстоянии 6 метров, разговорную речь — дальше 6 метров.

К приобретенному снижению слуха могут привести следующие факторы:

  • заболевания носоглотки
  • увеличение и воспаление аденоидных вегетаций (аденоиды)
  • травмы уха и барабанной перепонки
  • черепно-мозговые травмы
  • перенесенные воспаления среднего уха
  • инородные тела в слуховом проходе и серные пробки

Остановимся на самой частой причине снижения слуха у детей – воспалительном процессе в носоглотке, приводящему к нарушению функции слуховой трубы и среднего уха.

У детей возраста 3-5 лет активно работают аденоиды (врачи говорят – носоглоточная миндалина). Это важная составляющая местного иммунитета носоглотки, один из рубежей на пути инфекции. При попадании вирусов, бактерий, аллергенов, частиц пыли аденоиды воспаляются и увеличиваются. Если ребенок часто болеет, они не успевают вернуться к нормальному состоянию, начинают перекрывать слуховую трубу, страдает вентиляция среднего уха, что может привести к развитию отитов.

Отит не всегда сопровождается острой болью в ухе. Секреторный (экссудативный) отит не вызывает болей, повышения температуры тела, нарушения общего состояния, а проявляется как раз снижением слуха. Ребенок может жаловаться на «бульканье» в ушах, ощущение заложенности. Так как нет острого воспаления, секреторные процессы в среднем ухе часто остаются не распознанными. Другой вариант – когда аденоиды не очень большие, но представляют собой очаг хронического воспаления. Распространение инфекции приводит к возникновению гнойного отита и появлению перфорации — небольшого отверстия в барабанной перепонке. Это тоже вызывает снижение слуха, которое исчезает при зарастании перфорации.

При повторяющихся отитах, как гнойных, так и секреторных, могут формироваться спайки и рубцы, изменяющие подвижность барабанной перепонки. Этот процесс может вызвать стойкое снижение слуха. Поэтому так важно своевременно диагностировать и лечить подобные состояния. При наличии признаков воспаления в полости среднего уха проводится санация носоглотки, механотерапия (продувание, пневмомассаж), электрофорез. Стоит отметить, что снижение слуха, длительное течение секреторного отита являются прямыми показаниями к удалению аденоидов. В спорных случаях, именно результаты аудиометрии и импедансометрии могут стать решающими доводами в пользу проведения операции.

Диагностика слуха и состояния среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.

Аудиометрия – метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиометрия выявляет степень снижения слуха, частотный диапазон, позволяет определить, в чем именно проблема: в звукопроведении или звуковоспиятии. Это исследование можно проводить взрослым и детям старше 3,5 – 4 лет.

Импедансометрия — метод оценки функционального состояния среднего уха. Во время процедуры ухо пациента закрывается датчиком, через который подаются звуковые сигналы. Когда звуковая волна достигает барабанной перепонки, часть ее отражается и может быть измерена. По результатам полученных данных можно выявить дисфункцию слуховой трубы, наличие жидкости в среднем ухе (признак воспалительного процесса), наличие перфорации или рубцовые изменения барабанной перепонки. Импедансометрию можно проводить взрослым и детям старше 1 года.

Слух малыша : есть ли проблемы?

Проблема диагностики тугоухости и глухоты была и остается актуальной как в медицинском, так и в социальном отношении. Особое значение она имеет, когда речь идет о детях, так как от состояния слуха ребенка зависит формирование речи.

Яков Сапожников
Профессор кафедры детской оториноларингологии РГМУ, д.м.н.

Начнем с терминологии. Различают два вида недостаточности слуховой функ­ции — глухоту и тугоухость.

Обычно глухотой называют такое по степени снижение слуха, при котором че­ловек не воспринимает на слух речь, даже при использовании слуховых аппаратов или других средств звукоусиления, однако отдельные очень громкие звуки такие больные могут слышать. Абсолютная не­возможность восприятия любых звуков встречается редко.

Тугоухостью называют понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании опреде­ленных условий (приближение говорящего к тугоухому, применение слухового ап­парата или другой звукоусиливающей ап­паратуры).

Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врожденная и приобретенная.

В соответствии со статистикой Все­мирной организации здравоохранения, число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации в настоящее время превышает 600 000. Считается, что на 1000 нормально слышащих но­ворожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости.

Причинами, приводящими к увеличе­нию числа тугоухих и глухих детей, явля­ются: широкое применение ототоксических антибиотиков (повреждающих орган слуха, преимущественно нервов), повы­шение общего радиационного фона и уве­личение пороков развития уха, увеличе­ние числа вирусных заболеваний, алко­гольная и иная интоксикация в период бе­ременности. Развитие и формирование органа слу­ха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и продолжает­ся в течение всего периода беременности.

Специальные исследования показали, что слуховая функция созревает парал­лельно с формированием структур органа слуха уже во внутриутробном периоде. С 20-й недели беременности, когда внеш­няя звуковая стимуляция начинает вызы­вать изменение ритма сердцебиений пло­да, внутреннее строение и работу органа слуха можно сравнивать с таковыми у взрослых.

Новорожденные уже могут различать такие характеристики звука, как частота, интенсивность и временная последова­тельность.

В течение 1 -го месяца жизни происхо­дит дальнейшее совершенствование слу­ховой системы и выявляется врожденная приспособленность(адаптация)слуха че­ловека к восприятию речи. Поэтому счи­тается, что обучение языку начинается с момента рождения.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Нарушения слуха имеются у 1—2% новорожденных и детей раннего возраста.

Известно, что первые 2 года жизни ребенка являются во многих отношениях самыми важными для развития речи, познавательных и эмоциональных навы­ков. Лишение ребенка слухо-речевой обстановки может оказать необратимое воздействие на последующую способ­ность его использовать возможности своего остаточного слуха. Доказано, что в таких случаях дети с трудом наверсты­вают упущенное и имеющиеся у них по­тенциальные способности к речи, чте­нию и письму редко развиваются до кон­ца. Оптимальный период для начала направленного развития слуховой функ­ции соотносится с самыми первыми ме­сяцами жизни (до 4 месяцев). Если слу­ховые аппараты начинают применяться после 9-месячного возраста, аудиолого-педагогическая коррекция бывает менее эффективной. Учет вышеизложенного особенно ва­жен в связи с тем, что, по данным статис­тики, нарушения слуха у детей в 82% слу­чаев развиваются на 1—2-м году жизни, т.е. в доречевой период или в период ста­новления речи.

Определяющим фактором в проблеме реабилитации детей с нарушенным слу­хом является время начала работы с туго­ухим или глухим ребенком. Поэтому пра­вильная оценка состояния слуховой функ­ции имеет особую значимость у детей ран­него возраста, поскольку своевременный диагноз дает возможность как можно раньше приступить к их реабилитации и помещению в речевую среду.

Современное развитие техники и соз­дание соответствующей диагностической аппаратуры позволяют выявлять наруше­ния слуха в любом возрасте, даже у ново­рожденных.

У новорожденных и у детей раннего возраста нарушения слуха главным обра­зом являются наследственными и врож­денными.

Тугоухость и глухота: факторы риска

При определении показаний для ис­следований слуха у детей этой возрастной группы следует учитывать факторы риска по тугоухости и глухоте. Выделение таких факторов повышает чувствительность скриннинговых 1 методик исследования слуха в 35 раз и обеспечивает идентифи­кацию свыше 75% новорожденных с вы­раженной степенью снижения слуха.

К факторам риска по тугоухости и глу­хоте относятся:

  • неблагоприятное течение бере­менности:токсикоз беременности, уг­роза выкидыша и преждевременных ро­дов, резус-конфликт матери и плода, гестоз (осложнение беременности, проявля­ющееся повышением артериального дав­ления, появлением отеков, белка в моче), опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов: СТРЕПТОМИ­ЦИНА, МОИОМИЦИНА, НЕОМИЦИНА, КАНАМИЦИНА, ГЕИТАМИЦИНА, АМИКАЦИИА, ТОБРАМИЦИНА и пр., которые обладают ототоксическим эффектом как побочным действием; алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
  • патологические роды:преждев­ременные, стремительные, затяжные, на­ложение щипцов, кесарево сечение, час­тичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другие патологии, приводящие к асфиксии (прекращению поступления кислорода) и внутричереп­ной травме плода;
  • патология периода новорожденности:выраженная желтуха, выз­ванная гемолитической болезнью ново­рожденных (состоянием, связанным с разрушением резус-положительных эрит­роцитов плода антителами резус-отрица­тельной матери), недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.;
  • факторы риска раннего детства:сепсис — появление и разм­ножение болезнетворных бактерий в кро­ви новорожденного; заболевания, сопро­вождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит — воспаление мозга и его оболочек; болезни лор-орга­нов; черепно-мозговые травмы; примене­ние ототоксических антибиотиков; наркоз и др.;
  • наследственная патология:уг­роза рождения ребенка с тугоухостью при заболевании одного из родителей составля­ет 50%. Наследственная тугоухость в по­давляющем большинстве случаев является сенсоневральной (при этом происходит на­рушение звуковосприятия, т.е. звук доходит до слуховых клеток-рецепторов, а они или слуховые проводящие пути не работают). Различают следующие формы наслед­ственной сенсоневральной тугоухости:
  1. Изолированная, т.е. без другой со­путствующей патологии.
  2. Связанная с различными сопутству­ющими патологиями, такими, как:
  • аномалии наружного уха;
  • заболевания глаз;
  • заболевания костно-мышечной сис­темы;
  • поражения кожных покровов;
  • заболевания почек
  • патологии нервной и эндокринной систем.
Читайте также:  Что делать если ребенок глухой: причины, лечение глухоты у детей

Диагностика нарушений слуха

Первую оценку состояния слуха ре­бенка дает педиатр или оториноларинго­лог на основании опроса родителей.

Анкета-вопросник для родителей

  1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
  2. Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2—3 недель?
  3. Поворачивается ли ребенок в воз­расте 1 месяца на звук голоса позади него?
  4. Оживляется ли ребенок в возрас­те 1-3 месяцев на голос матери?
  5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звуча­щей игрушки или голоса?
  6. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5—6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
  7. Есть ли гуление у ребенка в воз­расте 2-4 месяцев?
  8. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 месяцев?
  9. Замечаете ли вы у ребенка появ­ление нового (эмоционального) лепе­та, например, на появление родителей?
  10. Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
  11. Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев появление но­вых звуков и каких?

Так, в возрасте от новорожденности до 4 месяцев у родителей выясняют, про­буждает ли спящего ребенка неожидан­ный громкий звук, вздрагивает ли и плачет ли он при таких звуках. Положитель­ный ответ предполагает наличие нор­мального слуха.

О 4 — 7-месячных детях выясняют, де­лают ли они попытки поворачиваться к источнику звука и каков характер их голо­са.

В 7—9 месяцев родители могут оха­рактеризовать способность ребенка опре­делить источник звука.

В возрасте 9—12 месяцев вопросы, обращенные к родителям, касаются осо­бенностей локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера его речевых звуков. И наконец, в возрасте 1—2 лет выясняется способность ребенка слы­шать, не видя говорящего, а также како­вы его ответные звуки, словарный запас.

Для выявления поведенческих реакций при скрининговом исследовании слуха у детей до 1 года применяют различные зву­чащие игрушки, звукореактометры, восп­роизводящие прерывистые звуки одной частоты, а также узкополосный и широко­полосный шум различной интенсивности.

При этом фиксируют различные реак­ции ребенка: безусловный ориентировоч­ный рефлекс (рефлекс Моро), когда ре­бенок раскидывает руки и совершает ими обнимающие движения и др.; замирание тела или «застывание» ребенка; движе­ние конечностей, разведение рук и ног в стороны; поворот головы к источнику зву­ка или от него; гримасы лица (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз); соса­тельные движения; легкая дрожь всего тела ребенка при пробуждении; широкое открывание глаз; изменение ритма дыха­ния, пульса, и т.д. Внимание уделяют трем видам ответов: рефлекторным реакциям, слуху (поведение в ответ на звуковой сиг­нал) и слушанию (прислушивание, обра­щение малыша в сторону источника зву­ка) .

У новорожденных исследование про­водят в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или 1 час после кормления). Для этого используют шум интенсив­ностью 90 дБ УЗД(интенсивность, обоз­наченная на звукореактотесте, достигает­ся при расположении прибора на рассто­янии 10 см от уха) в режиме автоматичес­кого прерывания сигнала. Частота предъ­явления сигнала — 3 Гц.

Это исследование проводится врачом. Ребенка необходимо уложить на твердый матрас таким образом, чтобы голова ле­жала свободно и прямо, а руки и ноги ос­тавались свободными. Следует помнить, что новорожденному ребенку трудно по­ворачивать голову с одной стороны на другую, так как ему мешает затылочный бугор. Поэтому после каждого поворота головы на звук необходимо уложить голо­ву ребенка вновь на затылок. Исходя из того что большинство детей чаще реаги­руют на звук правым ухом («правши»), тест следует проводить, начиная со сти­муляции правого уха, а затем — левого. У детей раннего возраста может отмечаться исчезновение ответа на часто повторяю­щиеся стимулы, поэтому целесообразно ограничивать количество предъявлений стимула до 2— 3 и увеличивать время межстимульного интервала.

Реакция считается положительной, если новорожденный три раза отвечает на звук одной из указанных реакций. Эта методика позволяет получить качественный ответ на вопрос: «Слышит ребенок или не слышит?»

У детей в возрасте старше 7 месяцев двигательная реакция характеризуется относительной быстротой.

Описанная методика исследования слуха с помощью поведенческого скри­нинга может быть использована и для де­тей старше 9—10 месяцев, но им предъ­являют как шумовые сигналы, так и то­нальные посылки частотой 500, 2000 и 4000 Гц и интенсивностью 90, 65, 40 дБ УЗД в непрерывном режиме. В этом воз­расте дети реагируют на звуковые стиму­лы быстрым поворотом головы в сторону источника звука.

В случае односторонней потери слуха ребенок реагирует только в сторону здо­рового уха независимо от расположения источника звука.

При подозрении на снижение слуха у ребенка его направляют в сурдологопедический центр (кабинет) на аудиологическое обследование объективными метода­ми. К таким методам относятся:

  1. Акустическая импедансометрия, представляющая собой регистрацию акустического сопротивления (или акус­тической проводимости) звукопроводя­щего аппарата слуховой системы. При акустической импедансометрии прово­дится запись тимпанограммы и акусти­ческого рефлекса. Это позволяет опреде­лить наличие тугоухости и ее характер.
  2. Метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ) ис­пользуют при проведении скриннинговых обследований новорожденных и де­тей первых лет жизни. ВОАЭ представ­ляет собой чрезвычайно слабые звуко­вые колебания, генерируемые внутрен­ним ухом в ответ на звуковую стимуля­цию, которые могут быть зарегистриро­ваны в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микро­фона .
  3. Компьютерная аудиометрия по СВП основана на регистрации вызванных биопотенциалов слуховой системы, воз­никающих в результате акустической сти­муляции органа слуха. С помощью компь­ютерной аудиометрии по слуховым выз­ванным потенциалам определяют объек­тивный порог слуха .

Скрининговое исследование слуха новорожденных с факторами риска по ту­гоухости и глухоте, основанное на реги­страции ВОАЭ и КСВП, — идеальная модель аудиологического скрининга в настоящее время. Для ее реализации не­обходимо не только оснащение соответ­ствующей аппаратурой, но и объединение усилий персонала родильных домов, неонатологов, педиатров и сурдологов (вра­чей, занимающихся обследованием и коррекцией слуха) с целью максимального охвата новорожденных аудиологическим скринингом.

Общепринятым является мнение, что родители или другие члены семьи — первые, кто обращает внимание на воз­можные проблемы со слухом у ребенка. Тем не менее многие из них не знают, что следует предпринять. Неоценимую по­мощь в этом случае оказывают информа­ция и литература, акцентирующие вни­мание родителей на проблеме и путях ее решения.

Надлежащий уровень диагностики детской тугоухости не может быть дос­тигнут без тесного сотрудничества неонатологов, участковых педиатров, сурдологов. Необходимо, чтобы врач-неонатолог родильного дома, отделения патологии новорожденных и выхажива­ния недоношенных учитывал наличие у каждого ребенка факторов риска по ту­гоухости и глухоте (рассмотрены нами выше).

При наличии хотя бы одного из пере­численных факторов врач-неонатолог от­мечает в индивидуальной карте новорож­денного: «Угрожаемый по тугоухости», указывая фактор. При выписке из стаци­онара с родителями проводится беседа, ориентирующая их на возможно более раннее обследование ребенка.

После выписки такие дети берутся на диспансерное наблюдение в поликлинике по месту жительства врачом-педиатром, который знакомит родителей с анкетой-вопросником, отражающей нормальные реакции на звуки у детей различного воз­раста.

Наличие факторов риска по тугоу­хости и глухоте, отсутствие у ребенка реакции на звук, задержка речевого и интеллектуального развития являются основанием для направления ребенка для аудиологического обследования (ис­следования слуха). Раннее выявление нарушений слуха и своевременное про­ведение соответствующего лечения и/или слухопротезирования, а также систематическая сурдопедагогическая работа уменьшают влияние тугоухости и глухоты на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом

Почему важно раннее педагогическое воздействие

С момента обнаружения снижения слуха у ребенка (или даже только подозрении на него) необходимо начинать проводить коррекционную работу. В ИКП РАО нами совместно с Т.В.Пелымской разработаны содержание и методика занятий с детьми, имеющими снижение слуха, с первых месяцев жизни с учетом психофизических особенностей каждого возрастного периода раннего детства: 0-3 мес., 3-6 мес., 6-12 мес., 1-1,5 года, 1.5-2 года, 2-2,5 года, 2,5-3 года. Занятия с детьми младенческого и раннего возраста организуется в условиях семьи. Сурдопедагог обучает родителей общим и специальным приемам работы с малышом в соответствии с его возрастом, уровнем психофизического развития и состоянием слуха, а со второго года жизни проводит с ним занятия в присутствии мамы или папы. Обучение строится на основе устной речи, при широком использовании письменной речи (написанных печатными буквами табличек-названий, табличек-поручений и т.п.).

С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями под руководством сурдопедагога сурдологического кабинета (отделения, центра) или консультативной группы в условиях специального дошкольного учреждения для глухих и слабослышащих детей. Если ребенок живет в городе, где находится учреждение, оказывающее помощь детям с нарушенным слухом, то, как правило, два раза в месяц его привозят для консультации: даются рекомендации по воспитанию малыша, показываются отдельные приемы работы, уточняется режим работы индивидуальных слуховых аппаратов, при необходимости проводится медицинское обследование. Если ребенок живет далеко, то его привозят на консультацию 1-2 раза в год. В этом случае в течение нескольких дней (обычно недели) проводятся медицинское и педагогическое обследование малыша, уточняется режим работы с индивидуальными слуховыми аппаратами, родители показывают сурдопедагогу, как они занимаются дома, демонстрируют достижения ребенка, делятся возникшими проблемами. В ходе всех занятий ведется наблюдение за малышом. На основании полученных данных родителям даются рекомендации для дальнейшей коррекционной работы.

С детьми старше одного года начинает проводить занятия сурдопедагог. Как правило, для детей, живущих недалеко от учреждения, оказывающего помощь детям с нарушенным слухом, организуются 1-2 занятия в неделю продолжительностью 30-45 минут. В консультативных группах при специальных дошкольных учреждениях и в экспериментальных группах (например, Института коррекционной педагогики РАО) они могут проводиться и чаще. Если ребенок живет далеко, то его привозят на периодические консультации 12 раза в год. В это время он обеспечивается ежедневными занятиями по 30-45 минут в течение 1-2 недель. В промежутках между консультациями родители часто обращаются к педагогу за советами письменно или по телефону.

Раннее начало работы с детьми, имеющими снижение слуха, позволяет избежать отсутствия или резкого недоразвития речи даже у малышей с тяжелой тугоухостью и глухотой, а, следовательно, и предотвратить те тяжелые последствия для развития всей личности ребенка, которые ему сопутствуют.

Результаты обучения у разных детей различны. В условиях интенсивной работы родителей к полутора годам у малышей вне зависимости от степени снижения слуха появляются 10-30 слов, включая лепетные (в отдельных случаях – более 70), к двум годам – короткая фраза, к трем годам дети начинают рассказывать о виденном, о случившемся с ними, с помощью взрослого читают стихи, подпевают песенки. С индивидуальными слуховыми аппаратами в пределах одного помещения большинство детей могут слышать обращенную к ним речь. Примечательно, что они начинают воспринимать на слух не только специально тренированный материал, но практически все знакомые слова, изолированно и во фразе. Звучание речи большинства детей приближается к речи слышащих сверстников. У них звонкие голоса, речь эмоциональная, выразительная. Из дефектов произношения отмечаются в основном лишь типичные для данного возраста. Если посторонний человек не видит слуховых аппаратов, то у него и не возникает мысли, что дети не слышат. В качестве примера остановимся на характеристике речи трех детей, коррекционные занятия с которыми начаты на первом – в начале второго года жизни.

Катя Ш., 3 г. 4 мес., не слышит с рождения, состояние слуха – пограничное между глухотой и тугоухостью, начала заниматься под руководством сотрудников Института коррекционной педагогики с 3 мес.

Строя дом из кубиков, девочка приговаривает: “Беру кубики, сделаю ворота, потом крышу, на крыше – еще. Это дверь, она открывается. А какого это цвета? Наверное, зеленого. Это дворец, в нем живет царь. Живет внутри, он там пирует. Но зала не видно, нет окошек. Вот зеленое окошко. Царевна смотрит в это окошко, а царь – в другое. Царя зовут Додон, а царицу зовут Барабиха. Фонтан вот. Фонтан я видела в Сочи на площади. Забор тут будет, потому что царь не хочет пускать бедняков”.

Катя с удовольствием придумывает и рассказывает сказки. Может поделиться секретом, как похудеть Карлсону, деловито рассуждать о том, живые или неживые одуванчики.

Наташа И., 3 г. 3 мес. потеряла слух в 1г 1мес., состояние слуха – значительная тугоухость, начала заниматься с 1г. 3мес.

Наташа с удовольствием и на равных общается со слышащими сверстниками. Они хорошо понимают друг друга. Помощь взрослого при общении со слышащими не нужна. Как многие маленькие дети, к незнакомым взрослым относится настороженно. Первая реакция на предложение что-то сделать – взгляд исподлобья: “Пусть мама сделает!” Но потом детское любопытство пересиливает: “О! Это береза! А это? Волк?”

Илюша З., 3 г, 2 мес., наследственное прогрессирующее снижение слуха. Во время начала обучения была отмечена значительная тугоухость, к 3 годам констатирована глухота. Мальчик живой, озорной, общительный. Он с удовольствием ведет разговор на интересную для него тему, но организовать занятия с ним не просто. Вот типичный разговор с педагогом в начале занятия: “Тетя Ира, я заниматься не хочу, я устал. Пойдем на улицу, я покажу тебе большую собаку. Будем ее пугать: “Уходи, собака! Уходи большая черная собака”.

Читайте также:  Компресс ребенку на ухо: согревающие, при отите

Таким образом, благодаря раннему началу коррекционной работы дети со значительными нарушениями слуха уже к трем годам владеют речью, хотя и в разной степени. Причем результаты обучения не зависят от состояния слуха. Однако это верно лишь для детей, с которыми интенсивная работа начата на первом году жизни.

В то же время, если специальные занятия не начинаются рано, не только глухие, но и слабослышащие дети к двум-трем годам, как правило, остаются немыми; отсутствие у них речи преодолевается с помощью специальных методов педагогического воздействия на протяжении долгих лет коррекционного обучения. Звучание же их речи всегда резко отличается от нормального.

Остановимся на характеристике основных принципов, на которых строится коррекционная работа с детьми раннего возраста.

Учимся общению.

В первую очередь должна быть обеспечена возможность полноценного эмоционального общения с малышом и возможности речевого контакта с ним.

В первом полугодии жизни – это ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Ребенок в это время нуждается лишь в доброжелательном внимании взрослого, ведущим мотивом общения является личностный мотив. На этом этапе основным средством общения с окружающими людьми служат выразительные (экспрессивно-мимические) движения. Ребенок реагирует, в основном, на особенности голоса, интонацию, мимику лица, на различные манипуляции с малышом. При этом речь сопровождает действия взрослого. Для неслышащего ребенка важно повышенное внимание, большее в сравнении с нормальнослышащим младенцем, общение с ним. Важно чаще брать ребенка на руки. В этом случае не только улучшается контакт с малышом, но и происходит его более интенсивное знакомство с окружающим миром, в том числе и со звуками, которые ребенок может воспринимать не только на слух, но и тактильно-кинестетически через тело матери. Трудности в формировании звуковых реакций слышащих детей глухих родителей лучшее этому подтверждение. Необходимо также, чтобы взрослый постоянно и своевременно реагировал на голосовые реакции малыша, на их изменение.

Во втором полугодии жизни начинает складываться новая форма общения – ситуативно-деловая (после того, как ребенок овладевает хватанием). Эта форма общения для малышей с нарушенным слухом является основной как на первом, так и на втором и частично третьем году жизни (в отличие от слышащих детей, которые на втором году жизни уже переходят на этап становления речевого общения – общения на основе самостоятельной речи ребенка). Ситуативно-деловое общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка. Ведущим мотивом общения становится деловой, ребенок стремится к сотрудничеству. Основным средством общения с окружающими людьми для младенца служат изобразительные (предметно-действенные) движения и позы.

Общение со взрослыми с помощью предметных действий становится одним из основных способов специфических человеческих взаимодействий. Для неслышащего ребенка важно не только максимальное внимание, но и значительно большее время на занятия с ним, на постоянное сотрудничество, поддерживание его первых манипуляций, естественной мимики (лица), развитие выразительных жестов. Это основа, база, на которой развиваются довербальные (доречевые) реакции и появляется речь.

Но чтобы эмоционально-речевое общение могло осуществляться, необходимо создать условия, при которых ребенок в той или иной степени может слышать обращенную к нему речь, воспринимать звуки окружающего мира. Это достигается в некоторых случаях простым приближением говорящего взрослого к уху малыша. Усиление речи таким образом возможно и дает разборчивое восприятие речи, но при этом ребенок, имеющий значительную потерю слуха, часто лишается возможности воспринимать окружающие его различные неречевые звуки, что приводит к резкому обеднению его представлений о звуках окружающего мира. С определенными трудностями связано и обеспечение восприятия речи ребенка при уходе за ним, при проведении разнообразных упражнений, по развитию его познавательной деятельности. Кроме того, без слухового аппарата многие дети не слышат собственной речи. Поэтому большинству глухих и слабослышащих детей необходимо с периода младенчества постоянно (в течение всего дня) пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению.

Слухопротезирование осуществляется врачом-сурдологом. Детей младенческого и раннего возраста желательно протезировать двумя аппаратами заушного типа. Слухопротезирование осуществляется сразу же после установления степени и характера снижения слуха. Сурдопедагог в процессе коррекционных занятий уточняет режим работы индивидуальных слуховых аппаратов. При этом выбор частотной характеристики определяется тем, что для развития слуховой функции и формирования устной речи ребенку необходимо возможно более полная информация об акустических свойствах речевых стимулов. Поэтому предпочтение отдается максимально широкому диапазону частот; лишь в некоторых случаях частично подавляются звуки низкой частоты (при хорошей сохранности их восприятия).

Важно, чтобы в индивидуальном слуховой аппарата ребенок слышал голос на расстоянии не менее 1,5-2 м., а в дальнейшем мог узнавать речевые единицы не менее чем на 1 м. С момента уточнения режима работы аппарата ребенка приучают пользоваться им в течение всего дня. Период привыкания ребенка к индивидуальному слуховому аппарату зависит от его возраста: чем он младше, тем легче привыкает к нему. Так, период привыкания к аппарату младенца, как правило, длится около недели. В основном детей смущают вкладыши, помещенные в уши, само же звукоусиление при правильном его подборе обычно никаких отрицательных реакций не вызывает. Большинство родителей отмечают, что в первые дни дети бывают несколько насторожены, как бы вслушиваются в себя. Почти сразу наблюдается некоторая активизация голосовых реакций детей. Через 2-3 месяца, по наблюдениям родителей, дети беспокоятся, когда они без аппаратов.

Особого интереса заслуживает случай с глухой девочкой Катей Ш.

Занятия с ней проводились с 3 месяцев, но слухопротезировать ее удалось лишь в год. До этого все общение с Катей осуществлялось на слух путем приближения к ушной раковине ребенка. Все это время мама была вынуждена держать девочку на руках или наклоняться к ней. Благодаря самоотверженной работе матери к году Катя понимала достаточно много слов. После одного дня ношения аппарата была проведена проверка, которая показала, что Катя воспринимает на слух все слова своего пассивного словаря на расстоянии 1,5-2 м. Из дневника матери: “. вот уже 1,5 месяца Катя в аппарате. И мы просто не понимаем, как мы без него целый год обходились. С первого дня Катя хорошо стала в нем понимать”.

Именно своевременное и адекватное слухопротезирование при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на первом-втором году жизни снивелировать разницу между глухим ребенком и малышом со значительной тугоухостью, что невозможно при более позднем начале коррекционных занятий.

Содержание и организация занятий с детьми раннего возраста определяются не столько состоянием слуха малыша, сколько возрастными и индивидуальными особенностями психофизического развития.

Таким образом, первый принцип организации коррекционной работы с детьми младенческого возраста – обеспечение возможно полноценного общения с ребенком.

Разновидности и степени тугоухости у детей и лечение заболевания

Снижение слуха у малыша затрудняет развитие речи, общение с детьми и взрослыми. Родители могут определить, развивается ли тугоухость у ребенка, с помощью приемов речевой аудиометрии. Методика позволяет приблизительно оценить, как далеко зашло нарушение слуха. Если расстройство имеется, то обращаются к врачу, чтобы получить больше информации о симптомах, диагностике и лечении тугоухости.

Функции каждого отдела уха

Органы чувств — важные инструменты для познания мира, общения и реализации потенциала личности. Болезни и травмы могут привести к снижению слуха и его полной потере. Изменяется повседневная жизнь, ограничиваются возможности адаптации и страдают когнитивные способности человека: память, мышление, способность к обучению.

Как работает орган слуха:

  1. Раковина наружного уха улавливает и проводит звуковые волны.
  2. Колебания проходят через наружный слуховой канал.
  3. Воспринимает звуковые волны барабанная перепонка.
  4. Вибрации передается молоточку, наковальне и стремечку (косточкам среднего уха).
  5. Стремечко проводит волны к внутреннему уху.

В улитке внутреннего уха расположен орган, преобразующий колебательные движения в нервные импульсы. От него отходит нервный пучок в головной мозг, где в слуховой зоне электрические сигналы распознаются как звуки. Нарушение проводящей функции любого отдела уха может привести к тугоухости.

Выявление нарушений слуха у детей

Речевая аудиометрия — способ определения индивидуального восприятия слуха. Основан на сообщениях испытуемого о том, слышит ли он подаваемые сигналы или нет. Результаты применения метода во многом зависят от словарного запаса ребенка. Способ не подходит для определения нарушений восприятия речи у детей раннего возраста, не умеющих разговаривать.

Самые очевидные признаки и симптомы тугоухости у детей грудного возраста:

  • младенец не поворачивается лицом к тому, кто разговаривает;
  • ребенок не вздрагивает при резких звуках;
  • малыш не лепечет, не смеется.

При ослаблении слуха у ребенка следует немедленно обратиться за консультацией к детскому отоларингологу и сурдологу. Второй специалист — это врач, диагностирующий и занимающийся коррекцией различных нарушений слуха. Специалисты выполнит необходимые исследования и расскажут, как лечить заболевание.

Малыш в возрасте 1–2 года, у которого развивается тугоухость, предпочитает смотреть мультфильмы с громко включенным звуком. Ребенок часто переспрашивает, говорит: «Что?», поворачивается к источнику звука тем ухом, которым лучше слышит. У больного школьника снижается успеваемость, учителя могут пожаловаться на его невнимательность. Такой ребенок обычно сам общается громко, но затихает и сосредоточенно смотрит на губы собеседника при его ответах.

Проверка слуха ребенка в домашних условиях:

  1. Испытуемому предлагают сесть на стул в центре комнате, максимально изолированной от посторонних звуков.
  2. Оотходят от ребенка на 2 метра, произносят шепотом фразу, состоящую из 8–9 понятных ребенку слов.
  3. Отдаляются от малыша на расстояние 5–6 метров, негромко и четко произносят несложные словосочетания.
  4. Спрашивают в каждом случае, что слышит ребенок.

Невозможность воспринимать шепот с 2 метров наблюдается при развитии 1 степени тугоухости. Если испытуемый с расстояния 6 м не распознает звуки средней интенсивности, то это 2 степень снижения слуха. При тугоухости 3 степени у ребенка не воспринимается шепот, и различаются звуки средней интенсивности только с расстояния 1 метр. Глухота или тугоухость 4 степени у детей — невозможность разобрать речь без слухового аппарата.

Профессиональная диагностика позволяет определить наличие и разновидность патологии. Отоларинголог и сурдолог пользуются для проверки слуха различными методами аудиометрии. Специалисты определяют степени распознавания речи в децибелах и тип тугоухости. Для выяснения слышимости тонов различной интенсивности и частоты применяется тональная аудиометрия. Наиболее достоверный метод определения недостатков слуховой чувствительности у пациентов — компьютерная аудиометрия.

Кондуктивная тугоухость

Чаще всего приводит к снижению слуха повреждение звукопроводящих путей. Это кондуктивная тугоухость — наиболее распространенная форма заболевания. Развивается при травмах уха, осложнениях отита, аденоидов, тонзиллита. Слух снижается при накоплении ушной серы и образовании пробок, мешающих прохождению звуковых волн в сторону барабанной перепонки. Также кондуктивную тугоухость вызывают нарушения кровообращения, сильные звуки, действующие не менее 6 ч ежедневно.

Типичные причины уплотнения вязкого секрета и образования пробки в слуховом проходе — неправильный гигиенический уход, привычка ковырять в ушах неподходящими предметами. Маленькие дети засовывают в слуховой канал мелкие ягоды, детали игрушек. Ребята постарше чаще страдают от попавших в уши насекомых. Серную пробку, инородное тело осторожно извлекают из слухового прохода в амбулаторных условиях.

Сопровождается временным или постоянным снижением слуха гнойный отит. На барабанной перепонке гной «расплавляет» отверстие, тогда слух со стороны больного уха отсутствует. При заживлении могут образоваться крупные грубые рубцы, которые становятся причиной постоянной потери слуха.

Кондуктивная тугоухость варьируется от небольшого нарушения восприятия звука до полной глухоты. На начальной стадии ребенок жалуется на заложенность, словно звук проникает через вату. Другие симптомы заболевания: боли в ушах и сильные головные боли.

Необходимо вовремя обращаться к врачу, если у ребенка возникли проблемы со слухом. Лечение заболевания эффективно, особенно на первых двух стадиях. Специалист определит стадию развития тугоухости и назначит адекватную терапию в зависимости от причины недуга.

Нейросенсорная тугоухость (сенсоневральная)

Развивается при повреждении чувствительных клеток внутренней части органа слуха. Среди основных причин — серьезные инфекционные заболевания (корь, свинка, краснуха, герпес). Ототоксическим эффектом обладают некоторые антибиотики в сочетании с фуросемидом, аспирином. Вирусы могут вызывать острую нейросенсорную тугоухость у детей. При врожденной форме дефекта не происходит формирование чувствительного аппарата внутреннего уха.

Причины врожденной сенсоневральной тугоухости у детей:

  • внутриутробные инфекции: краснуха, хламидиоз, сифилис;
  • рождение от матери, злоупотребляющей алкоголем, принимающей наркотики;
  • врожденные пороки развития;
  • недоношенность;
  • синдром Дауна.

При нейросенсорной тугоухости первой степени звуки окружающего мира воспринимаются, но ограниченно. Ребенок может ощущать постоянный шум в ушах. На протяжении многих лет происходит ухудшение слуха.

Лечат тугоухость с помощью лекарств, улучшающих функции внутреннего уха. Тяжелые степени заболевания практически не поддаются исправлению, необходимо пожизненно пользоваться слуховым аппаратом. Современные приборы позволяют малышам лучше слышать. Они учатся понимать речь и говорить в соответствии с возрастом.

Правильно подобранные слуховые аппараты помогают предотвратить отклонения в развитии детей, которые неизбежно возникают при развитии глухоты. Есть мини-системы, разработанные специально для маленьких ушей ребенка.

Народные методы лечения тугоухости

Вводят в наружный слуховой канал жгутик из бинта, пропитанный масляно-спиртовой эмульсией. Готовят ее из настойки прополиса 10% и равного объема растительного масла (подсолнечного, оливкового, персикового). Средство необходимо взбалтывать при каждом применении.

Готовят ушные капли из толченых семянок аниса и масла шиповника. Настаивают средство в течение 3 недель, фильтруют. Закапывают по 3 капли в каждый слуховой проход два или три раза в день. Длительность курса лечения составляет 1 месяц. Затем средство меняют.

Можно приготовить витаминный и укрепляющий напиток из ягод клюквы, смородины, малины. Сначала из плодов выдавливают сок любым удобным способом. Затем выжимки заливают холодной водой в кастрюле и доводят до кипения.

Сок и отвар соединяют, добавляют мед (если нет у ребенка аллергии на пчелопродукты). Напиток сохраняет вкус свежих ягод, все витамины. Из шкурок в отвар переходят антиоксиданты, растительные волокна. Средство отлично утоляет жажду, приносит пользу ЖКТ, иммунной системе, всему организму.

Следует оберегать слух ребенка от воздействия громких звуков. Постоянное прослушивание музыки в наушниках, шум в закрытом помещении способствуют развитию тугоухости. Спасти орган слуха от деградации поможет своевременное выявление и лечение заболеваний носа и горла инфекционного или аллергического происхождения.

Добавить комментарий